Клиа.
20.02.2008 18:44 NoxS написал(а):
УУ.. как давно я не слышала про мавок. лет 10 наверно, я тогда еще в школе училась.
Впервые помнится, попалось на глаза в пьесе "Лiсова пiсня" Леси Украинки. Сама пьеса уже является неплохим путеводителем по фольклору и верованиям украинцев, да и славян в целом. Но вот мавки запали тогда в душу. Не знаю почему.
www.ukrlib.com.ua/books/printthebook.php?id=119...
Кстати, вроде именно с этого произведения началась моя любовь к флейте. Не стремилась играть, просто слушать. Слушать и слышать.
Здраствуйте,URL записи
Хотел бы узнать побольше информации про "Мавок".
УУ.. как давно я не слышала про мавок. лет 10 наверно, я тогда еще в школе училась.
Впервые помнится, попалось на глаза в пьесе "Лiсова пiсня" Леси Украинки. Сама пьеса уже является неплохим путеводителем по фольклору и верованиям украинцев, да и славян в целом. Но вот мавки запали тогда в душу. Не знаю почему.
www.ukrlib.com.ua/books/printthebook.php?id=119...
Кстати, вроде именно с этого произведения началась моя любовь к флейте. Не стремилась играть, просто слушать. Слушать и слышать.
авки — персонажи украинской демонологии, происходящие из душ умерших (ср. укр. диалектные названия Мавок — навки, нявки, мертвушки, которые восходят к древнеслав. навь — умерший). По целому ряду признаков Мавки сближаются с русалками. Согласно народным представлениям, мавками становились малолетние дети: мертворожденные, либо умершие на Русальной неделе, либо те младенцы, которых не успели окрестить перед смертью (см. Дети некрещеные); реже считалось, что ими могли стать дети, проклятые родителями или похищенные чертями.
В западных районах Украины рассказывали, что Мавки появлялись в виде ночных птиц или птенцов, издающих жалобный писк; в период Зеленых святок (духовско-троицкий цикл праздников) их можно было видеть на полях, перекрестках дорог или в лесу в образе малых детей в белом; они преследовали людей и просили, чтобы те их окрестили. Если случайный прохожий слышал жалобы Мавок, которые пели: «Мене мати народила, нехрещену положила» , то должен был сказать: «Иван да Марья! Хрещаю тебе во имя Отца и Сына и Святого Духа!». С этого момента блуждающая душа могла попасть на «тот свет»; если же в течение семи лет никто из людей ее так и не «окрестить», то умерший младенец превращался во вредоносного духа — Мавку или русалку (ср. местное название этих персонажей мавки-семилетки).
Особенностью внешнего вида Мавок (в отличие от русалок) считалось отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По гуцульским поверьям, на зиму Мавки исчезают с земли (живут в горных пещерах и ямах), а появляются среди людей весной и летом, бегают
группами, стайками по лесам и полонинам, сажают или собирают цветы, купаются в реках и озерах, водят хороводы, любят музыку и танцы. Там, где они играли и плясали, трава растет гуще и зеленее. Однако люди считали их опасными и вредоносными духами: Мавки могли сбить путника с дороги и завести его в глушь; защекотать до смерти; оторвать человеку голову или наслать на него болезни. В некоторых гуцульских селах верили, что Мавки проникают по ночам в дом и сосут грудь спящих людей (и мужчин, и женщин), и тогда те начинают болеть, чахнуть и в конце концов умирают. Защитой от Мавок (как и от русалок) служат, по народным верованиям, чеснок, хрен и полынь.
В тех местах, где Мавки сближаются с русалками и представляются в облике молодых красивых девушек (укр. Прикарпатье, Волынь), популярны рассказы о том, что Мавки заманивают парней и вступают с ними в любовную связь, либо зачарованный Мавками парень сам выслеживает ее в лесу возле озера, крадет ее одежду и вынуждает выйти за него замуж; однако такой брак не бывает счастливым: Мавка исчезает, а околдованный ею супруг погибает от тоски. В одной из гуцульских быличек, «нявка» навещает овчара, пасущего стадо на полонине, живет с ним как жена, а по ночам высасывает из него кровь, в результате чего он гибнет. Ср. также Нави.
Лит.:
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995. С. 70-71, 147, 151, 164;
Гнатюк В.М. Остатки передхристиянського релігійного світогляду наших предків // Українці: Народні вірування, повір'я, демонологія. Київ, 1991. С. 394-395;
Воропай О. Звичай нашого народу: Етнографічний нарис. Київ, 1991. Т. 2. С. 167-171.